Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение       
                      Ольховатская средняя общеобразовательная
                                            школа

Пятница, 29.03.2024, 02:32

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: osh92  
Форум » Информационный раздел » Информационно-коммуникационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии
osh92Дата: Пятница, 18.01.2008, 12:13 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
В этой теме делимся опытом использования ИКТ в школе, особенностями создания информационной среды.
 
osh92Дата: Четверг, 14.02.2008, 23:49 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
Электронный документооборот и информационное взаимодействие внутриОУ

Ковалев Дмитрий Александрович, зам директора по информатизации ГОУ СОШ № 31 С.-Петербурга
(начало)

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросу информатизации образования в целом и информатизации школы в частности. Реализуется достаточно большое число целевых программ и проектов; практически в любой городской школе сегодня есть один или несколько компьютерных классов, различное презентационное оборудование - от проекторов до интерактивных досок. Администрация и учителя школы не только имеют доступ к персональному компьютеру и Интернету, но зачастую просто становятся обладателями индивидуальных рабочих мест прямо в собственных кабинетах. Наличие десятка таких «неученических» компьютеров в городской школе сегодня становится обычным явлением (под «неученическими» компьютерами имеются в виду не только те, что находятся в пользовании администрации, но и установленные за пределами компьютерного класса: в учебных кабинетах, библиотеке, учительской). И число таких компьютеров будет, естественно, постоянно увеличиваться.
Встает вполне логичный вопрос об объединении этих компьютеров в единую сеть физически, т.е. об организации сетевого взаимодействия внутри ОУ, о распределении ресурсов локальной сети и доступа в Интернет, об обеспечении некоторой безопасности. Попробую предложить простой (!) и недорогой вариант организации обмена информацией и использования ресурсов сети на начальном этапе.

Электронный документооборот

Предположим, что все компьютеры школы объединены в единую локальную сеть с постоянным доступом к Интернет. Какие варианты обмена документами между администрацией и учителями появляются у пользователей сети?
Первый вариант организации документооборота – тот же, который используется для обмена документами с вышестоящими организациями, – электронная почта. Вариант достаточно простой, но имеет при этом ряд недостатков. Во-первых, он связан с использованием Интернет и внешних почтовых сервисов, следовательно, надежность такого варианта вызывает большие сомнения. Во-вторых, подтверждение о доставке информации адресату можно получить, только запросив уведомление о прочтении сообщения. В-третьих, вариант с использованием e-mail достаточно трудоемок: отправителю требуется выполнить операцию по вложению документа, получателю – осуществить извлечение и отправку подтверждения о получении. И наконец, электронная почта не предполагает пересылку документов большого объема.
К тому же многие документы после обработки должны быть переданы следующему адресату, т. е. приходится снова пересылать тот же документ (возможно, исправленный и дополненный), а это опять временные затраты. И все это - при полном отсутствии контроля по пути следования документа. Поэтому такой вариант следует использовать только в крайнем случае – лишь при отсутствии альтернативы.
Вопрос: как сделать обмен документами удобным для участников? Очевидно, требуется «место» в сети, куда смогут попасть все или некоторые ее пользователи. Другими словами, нужен компьютер, дисковое пространство которого будет использоваться участниками обмена, – файловый сервер. Назовем условно этот компьютер «сервером», так как вопрос в данном случае не об операционной системе, которая будет на нем установлена.
На сервере создаются общие папки, которые и будут использоваться для обмена. Один из вариантов такой «общей» папки вы видите на картинке.

Внутри папки организуется достаточно логичная структура вложенных папок, таких как: «Планы Отдела Образования», «Приказы», «Расписание» и т. п. Есть среди них папка «Обмен», в которой в свою очередь располагаются папки участников обмена. Дальнейшие действия очень просты: для передачи документ просто копируется в «Обмен» в папку адресата.
Очевидны некоторые преимущества такого варианта. План, полученный из Отдела Образования, можно посмотреть в любое удобное время. И он при этом не «клонируется» с компьютера на компьютер. При такой организации легко можно получить доступ к «объемным» материалам - школьным фотографиям или к презентациям о школе и школьных мероприятиях. Т. е. образуется некоторый архив документов, доступный определенным пользователям сети.
Еще один вопрос, возникающий при такой организации взаимодействия в сети: как быть с правами доступа и информационной безопасностью? Для того чтобы ограничить доступ к определенным документам и разграничить права на чтение, запись, изменение, удаление информации для разных пользователей и папок, проще всего использовать файловую систему NTFS и какую-нибудь операционную систему, умеющую с этой файловой системой работать. Напрашивающийся вариант – Windows 4.0, 2000, XP, 2003 SERVER. Причем, подчеркну, что это не обязательно должна быть серверная ОС. Она достаточно дорогая, и не каждая школа может себе позволить купить лицензию. Все зависит от максимального числа необходимых одновременных подключений к вашему «серверу». Хотя даже Windows 4.0 Server в этом случае предпочтительней: по крайней мере, ни возникнет ситуации, в которой кто-нибудь из участников обмена получит сообщение о невозможности подключения к «серверу» в связи с тем, что достигнуто «максимальное число подключений».
Использование такого способа обмена информацией внутри организации снимает «зависимость» обмена от внешних факторов (наличие Интернет, работа внешних почтовых серверов), исчезает ограничение на объемы информации, появляется возможность создания «общих» ресурсов (таких, как Планы ОО, Фотографии и пр.) Но, вместе с тем, появляются и устанавливаются негласные или документально оформленные Правила обмена документами, принятые внутри сети к обязательному исполнению каждым участником. Попробую остановиться на некоторых из них.
Правило 1: «Почти пустая» папка для обмена. Для того чтобы ориентироваться в том, какая новая информация поступила к участнику обмена, он «вынужден» содержать свою папку в порядке. Другими словами, если в папке «Обмен» слишком много документов, то это уже не Обмен, а Архив. Поэтому одно из главных условий эффективности такого способа обмена – убирать документы из папки после обработки. Это не сложно, и, если выполняется систематически, не занимает много времени.
Правило 2. Необходимость регулярного просмотра своей папки в «Обмене». Естественно, что сопровождать каждый документ информацией типа «Вам в папку поступил документ» не нужно. Да большинство документов и не требуют моментальной реакции. А посмотреть один раз в течение дня в свою папку – дело привычки и аккуратности. По крайней мере, это проще, чем в течение дня читать постепенно приходящие письма от своих же коллег.
Правило 3. Сопровождение срочной информации информационным сообщением по другим каналам связи. Естественно, что срочную информацию приходится сопровождать дополнительным сообщением: по телефону, посредством ICQ или как-либо еще. У нас в школе для таких целей в основном используется голосовая почта Skype (бесплатно и удобно).
И так далее… Правила использования общих ресурсов сети возникают в процессе, как и необходимые дополнительные папки в Обмене: все мы организуем работу так, как нам удобно, ориентируясь на специфику собственной деятельности, опыт и традиции. Например, может возникнуть необходимость в создании папки «Почта», куда переправляются все приходящие на официальный адрес школы письма, вероятно, появится функция подтверждения получения срочной информации и т. п.

 
osh92Дата: Четверг, 14.02.2008, 23:51 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
Электронный документооборот и информационное взаимодействие внутриОУ

(окончание)

«Каналы» информационного взаимодействия

Итак, документооборот в школе как-то наладился. Что еще достаточно просто можно получить, если существует единая локальная сеть и выделенный доступ в Интернет?
Рассмотрим существующие в настоящее время «каналы» информационного взаимодействия с использованием ИКТ. Сюда можно отнести уже упоминавшиеся выше почту и файловый сервер, а также голосовую почту, интернет-пейджеры (ICQ, QIP) и автоматизированные информационные системы управления. Последние к простым и дешевым отнести никак нельзя. Они требуют отдельного достаточно большого разговора, а главное – наличия в школе финансовых возможностей для их приобретения, а также для содержания специалиста по эксплуатации. А самое главное – наличие этого самого специалиста. И все же хотелось бы несколько слов сказать о голосовой почте.
Голосовая почта Skype. Голосовая служба Skype предоставляет пользователям возможность обмена голосовыми сообщениями с другими пользователями этой службы. На ее основе достаточно легко осуществляется «живая» голосовая связь между работниками администрации ОУ. Естественно, необходимое условие – наличие микрофона и акустических колонок на каждом административном компьютере. Интерфейс программы достаточно простой и осваивается быстро. А по сравнению с обычным телефоном имеется ряд преимуществ:
• неважно, разговаривает ли вызываемый абонент с кем-либо или нет: входящий звонок все равно виден, и есть удержание текущего и входящего вызова;
• звонки с компьютера на компьютер бесплатные независимо от расположения абонентов, то есть, при необходимости, можно звонить и в другой город, и в другую страну;
• в случае надобности можно организовать конференцию, что в административной работе часто необходимо, и теперь не нужно собирать маленькое оперативное совещание на пять минут: если в процессе разговора возникла необходимость, можно просто подключить еще одного человека и разговаривать втроем;
• по статусу пользователя всегда видно, где находится собеседник и насколько он занят.
Кроме того, использование Skype предоставляет возможность отправлять небольшие текстовые сообщения, что иногда проще, чем отвлекать человека от работы или ждать, когда он окажется на рабочем месте у компьютера. Такое сообщение просто появится на экране, и адресат увидит его, когда окажется у компьютера.
Есть еще масса дополнительных возможностей, таких как звонок на обычный телефон в другой город по более выгодному тарифу, чем междугородняя связь, и т. п. Все услуги прекрасно описаны на сайте Skype, там же можно скачать саму программу, есть помощь по установке и использованию.
Использование интернет-пейджеров при наличии Skype становится отчасти бессмысленным, но они вполне могут выполнять функцию обмена текстовыми сообщениями. Эти программы работают стабильно и не требуют практически никаких ресурсов компьютера. Естественно, и Skype, и ICQ предполагают какую-то регистрацию. И в том, и в другом случае она бесплатная и достаточно быстрая. Пользователь получает skype-имя или ICQ-номер, по которым другие пользователи находят его в сети и обращаются к нему.

С чего начать?

Начать, конечно, нужно с физической организации локальной сети. Моделей топологии сети достаточно много. Есть варианты недорогие (самостоятельная прокладка кабеля и обжим проводов), можно, затратив определенные средства, воспользоваться услугами какой-либо фирмы. Здесь все упирается только в финансовые возможности ОУ. Но в любом случае единая сеть в школе – необходимое условие дальнейшего развития.
На самом деле главный вопрос сегодня – это не первоначальная организация сети и даже не приобретение лицензионного программного обеспечения, т. е. те «единовременные» затраты, которые любая школа со временем сможет себе позволить. Вопрос в постоянном обслуживании и развитии, для которого необходимо наличие в школе специалистов, таких как системный администратор, инженер по обслуживанию техники, методист по информационным технологиям, заместитель директора по информатизации. И этот вопрос пока остается нерешенным: в штатных расписаниях школ эти единицы отсутствуют. В лучшем случае существует один человек, который выполняет все функции сразу. Хотя в большинстве школ и этот один человек отсутствует, а квалификация простого учителя информатики не позволяет выполнять те необходимые функции, о которых говорилось. Да и времени у него просто нет: ведь основная его работа – это уроки. Об этом как раз и приходится думать сегодня руководителю ОУ, предполагающему внедрение и развитие ИКТ в области управления школой.
Все, о чем здесь говорилось, очевидно для опытных пользователей, системных администраторов и прочих специалистов в области ИТ. Конечно, в идеале - и наличие в школе выделенного сервера, и существование домена, и наличие системного администратора, и развертывание автоматизированных систем управления. Но пока этого всего нет, с чего-то нужно начинать. И начинать лучше с простого решения…

 
osh92Дата: Воскресенье, 02.03.2008, 00:34 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
Шестая ученическая телеконференция "Культура мира в Интернете"

Шестая ученическая телеконференция "Культура мира в Интернете" проводится с 12 января по 10 марта 2008 г. Для участия в телеконференции приглашаются учащиеся в возрасте от 10 до 18 лет. Участникам предлагается представить на конференцию свои исследовательские и творческие проекты, которые будут размещены на сайте http://art.ioso.ru.

Представленные работы могут быть:
- результатом исследований по проблемам в рамках школьных предметов,
- размышлением на интересующую проблему в виде статьи, эссе, рисунков, коллажей и т.д.,
- мнением по поводу проведенной в школе дискуссии, впечатлением от экскурсий, путешествий, театральных и концертных представлений.

Работа телеконференции будет организована по следующим направлениям:
- гуманитарное,
- естественнонаучное,
- информационные технологии.

Требования к оформлению работ:
- материалы представляются в виде Web-страницы или сайта;
- прикрепленный файл не должен превышать 3 мб
- рисунки должны быть в формате jpg или gif и оптимизированы;
- не допускается использование серверозависимых скриптов.

По результатам представленных работ будет организован обмен мнениями на форумах. Самые интересные проекты будут награждены призами и дипломами Департамента образования г. Москвы.

Более подробная информация, форма заявки, контактные адреса - на сайте http://art.ioso.ru/seminar/2008/.

 
osh92Дата: Пятница, 28.03.2008, 13:41 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
«Подсевшие» на систему

Что такое настоящая виртуальная жизнь

Привычное отношение к новым информационным технологиям в школе: «Это не для меня, молодые пусть экспериментируют!» И не всегда это крик души пенсионеров. Работать в традиционном режиме проще. Откликнуться на новое — своеобразный подвиг. Моральный. В московском лицее информационных технологий №1537 учителя, понятно, воспринимают ИКТ-новшества без боязни, но по-человечески понятно — им тоже было нелегко, когда два года назад администрация предложила проект «Система удаленной обработки информации «Лицей: Учебный процесс» (СУОИ). Однако сегодня за ее сохранение и развитие ратуют все.

Новая жизнь

Заместитель директора по экспериментальной работе Михаил МИНЧЕНКО начал работать над программой, призванной объединить на одном информационном поле всех участников образовательного процесса, летом 2005 года. В августе на педсовете состоялась презентация новой системы: всего четыре строчки «меню», все остальное в проекте. Энтузиазма у педагогов новшество не вызвало. Зато проявили интерес дети и родители. На родительском собрании мамам и папам раздали пароли, объяснили, как пользоваться системой удаленной обработки информации. Директор школы Татьяна ТРУНОВА разъясняет: «Мы пошли через учеников и родителей к учителям. В прошлом году некоторые учителя не чаще раза в месяц входили в систему из библиотеки, им помогали, вводили информацию вместо них. Всем было тяжело. В этом году система работает по полной программе. Благодаря СУОИ каждый учитель прошел своего рода деятельностное обучение. И сейчас не просто работает с компьютером, выставляет в электронном журнале оценки, обменивается сообщениями с родителями, вывешивает на сайте информацию. Учителя увидели в компьютере инструмент, позволяющий коренным образом изменить построение уроков. Система включила всех педагогов в процесс поиска своего варианта использования компьютера на уроке».

Как это выглядит на практике? Например, в СУОИ есть режим «Документы/Файлы». Филолог Людмила БАЛЬЗАНОВА им активно пользуется: «Мы, учителя русского языка и литературы, много времени тратим на уроках, чтобы дать домашнее задание: указываем страницы, главы, даем вопросы, список литературы, письменные задания. Система позволяет решить этот вопрос. В «Документах» учитель может разместить домашнее задание, а ребята могут его посмотреть, распечатать. В конце урока я говорю: «А домашнее задание у вас индивидуальное. Придете домой, откроете личное сообщение, узнайте, что задано». Такой игровой момент».

Для учителей

Вот как функционирует система. Учителя должны постоянно обновлять разделы «Текущая успеваемость» и «Посещаемость». Обязанность предметника: войти в СУОИ, ввести информацию о своих классах, и как можно оперативнее. Учитель может заполнить виртуальные журналы только тех классов, в которых преподает, к другим у него нет доступа. То же самое касается общих сведений об учащихся. Не учишь 8-й «Б», не работаешь в нем классным руководителем, значит, данные о детях для тебя закрыты. Какие еще разделы использует педагог? «Доска объявлений» — здесь можно сообщить о важной контрольной, об успехах на олимпиаде или конкурсе, о срочной замене урока. Если нужно решить проблему с конкретным неуспевающим учеником, педагог переходит в другой режим: «Личные сообщения». Он может отправить письмо ребенку и его родителям, конфиденциальность обеспечена. Кстати, на первых порах пришлось разработать своего рода свод этических правил: сообщения должны быть тактичными, деликатными, нельзя говорить категорично, замечания лучше делать в форме совета, предложения помочь. Непросто пришлось, конечно, не потому, что в лицее преподают грубияны, просто письменная речь очень отличается от устной. Замечание, сделанное доброжелательным тоном, в напечатанном виде может вызвать обиду...

Электронный журнал коренным образом отличается от бумажного. Оценки, вывешенные здесь, можно исправить. Получил двойку и решай: останется она за тобой, или ты повторишь материал и пересдашь тему. Математик Владимир САРЖЕВСКИЙ считает, что эта функция СУОИ очень важная: «Родитель и ученик должны быть переориентированы с «оценочной оценки», с подсчета среднего балла на конечный результат своей деятельности. Для этого нужны промежуточные результаты. И родители, и сам ученик должны четко представлять, какие темы усвоены плохо, и в соответствии с этим выстроить план индивидуальной работы. В обычном журнале совестливые педагоги ставят точки. Электронный журнал освобождает учителя от этой двойной бухгалтерии».

Классные руководители, педагог-психолог лицея с удовольствием используют «Доску объявлений», обмениваются с детьми и родителями личными сообщениями, а также проводят анкетирование детей и взрослых.

Для учеников и родителей

По статистике, львиная доля лицеистов заглядывает в систему в первую очередь для того, чтобы увидеть свои оценки. За месяц до окончания триместра (учебный год разбит на триместры) школьники спешат открыть раздел «Итоговая успеваемость (предварительная)» и смотрят, какие оценки им предстоит получить. Цифра в этом разделе двойная: первая — минимум, вторая — максимум. Выбор ученика — к какой оценке тянуться.

Восьмиклассники Алексей КОЖЕВИН и Александр РЫЖКОВ рассказывают: «С появлением системы жизнь учеников нашего лицея сильно изменилась. Появилась возможность оперативно узнавать оценки по всем предметам, общаться с учителями и одноклассниками». Последний пункт, правда, ребятами востребован меньше, ведь поговорить с преподавателем можно и в школе, «живьем». Зато 52 процента родителей входят в интернет именно для того, чтобы пообщаться с учителями и администрацией. Мамы и папы на родительских собраниях получают лично в руки пароль доступа, и такое виртуальное общение для них — настоящая находка. Вечно занятым взрослым непросто вырваться в школу для беседы с педагогом. Что там, и позвонить порой некогда! В интернет же можно хоть ночью войти и все интересующие вопросы задать. А иногда — просто спасти ребенка в сложной ситуации. Наталья Александровна, мама лицеиста, признается: «В начале учебного года у нас дома не работал компьютер. Спрашивала сына, как дела. Вроде уроки делает. А когда открыла предварительную успеваемость, увидела ужасающую картину: предварительные отметки — «2»-«3». Стали разбираться, в чем проблема. Раньше, чтобы поговорить с учителями, мне пришлось бы провести целый день в лицее, а это нереально, ведь я работаю. Поэтому в режиме сообщений я спрашивала, за что двойки и можно ли их исправить. В предварительной аттестации было десять двоек. Снежный ком надо было остановить. Первый триместр сын закончил с одной двойкой по английскому. Второй — уже с нормальными отметками. А я стала самым активным пользователем системы. Вхожу в СУОИ каждый день».

Пока мы едины...

Отдельный разговор о том, как СУОИ использует администрация. Заместитель директора по учебной работе Наталья МЕШКОВА благодарна и компьютерной системе, и своим учителям, которые вовремя заполняют ее разделы. Завучу стало легче работать: «Мне приходится собирать большой объем педагогической информации, которая требует оперативного анализа, практического выхода. Система позволяет осуществлять обобщающий мониторинг основных параметров учебной деятельности в целом по лицею. Я получаю автоматизированные отчеты от учителей-предметников. Могу проследить выполнение программы, как выполняются нормы контрольных, практических работ, сделать сравнительный анализ. Компьютер автоматически формирует показатели качества обученности, уровня обученности, процент успеваемости». Завуч всегда может посмотреть текущие оценки целого класса по одному предмету или одного ученика по всем предметам. И так далее.

Головная боль администрации только об одном — что учителям приходится пока слишком много времени тратить на то, чтобы «забить» оценки в систему. Компьютерный класс в лицее есть, а вот машинами для каждого педагога пока не обзавелись. И приходится учителям выстраиваться в очередь к немногим компьютерам. Подсчитано, что, если работать с системой раз в неделю и если у преподавателя четыре класса, уходит три часа. Если каждый день — конечно, намного меньше. Когда-нибудь каждый кабинет оснастят необходимой техникой, и будет намного легче работать. Обязательно. Ведь от СУОИ теперь не откажутся ни учителя, ни родители, ни дети. Уже сейчас многие говорят: «Я подсел на систему...» И не только потому, что комфортно, оперативно, хочется учиться и работать. Главная задача авторов системы — создание единого информационного пространства учебного заведения. В котором есть место для каждого и в котором каждый чувствует себя частью целого. А это очень важно: и для страны, и для семьи, и для школы.

Оксана РОДИОНОВА

http://www.ug.ru

 
osh92Дата: Пятница, 11.04.2008, 13:36 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
Основные направления научных исследований в области использования ИКТ

Для общества начала третьего тысячелетия характерен ряд особенностей - возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба, потребность в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными специалистами, группами или сообществами людей, стремление к взаимному приятию и уважению культур различных народов, необходимость решения глобальных экологических, технологических и производственных проблем совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций.
Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации общества, который рассматривается как глобальный социальный процесс, Его особенность состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, обработка, передача, использование, продуцирование информации. Все это осуществляется на основе современных средств вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Перечисленные процессы влекут за собой необходимость в постоянном повышении профессионального уровня как отдельного человека, так и групп специалистов или целых коллективов. Более того, они побуждают каждого индивида к определенной активизации его жизнедеятельности в области владения средствами ИКТ, которые выступают прежде всего в качестве поддержки интеллектуальной деятельности.
К средствам ИКТ относятся программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, которые функционируют на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств
и систем транслирования информации, информационного обмена. Они обеспечивают операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче, продуцированию информации, доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальной).
В технико-технологическом аспекте к средствам ИКТ относятся:
• ЭВМ, ПЭВМ;
• комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;
• локальные вычислительные сети;
• современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях;
• устройства ввода-вывода информации всех видов;
• средства и устройства манипулирования информацией и ее транслирования - текстовой, графической, аудиовизуальной;
• средства архивного хранения информации;
• устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;
• системы компьютерной графики;
• системы представления и использования аудиовизуальной информации;
• программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного ПО, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и прочие);
• системы искусственного интеллекта;
• инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации, виртуальная реальность, а также геоинформационные технологии.
В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается информатизация -отрасль педагогической науки, которая рассматривается как целенаправленно органи-
зованный процесс обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберега-ющихусловиях. Этот процесс ориентирован на реализацию целей обучения, развития индивида и включает в себя подсистемы обучения и воспитания.
Вместе с тем, информатизацию образования имеет смысл рассматривать как новую область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:
• научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;
• методологическая база отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;
• методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;
• разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных .средств и систем;
• использование распределенного информационного ресурса Интернета и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций;
• продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;
• разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента - как реального, так и виртуального;
• создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;
• реализация возможностей компьютерной психолого-педагогической диагностики при определении интеллектуального уровня и развития обучающегося;
• осуществление оценки средств вычислительной техники, ИКТ, используемых в сфере образования;
• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением.
В области информатизации образования уже наметились основные направления научных исследований и выявлены перспективы их развития. Кратко остановимся на раскрытии их содержания.

Развитие теоретических основ информатизации образования
Предполагает проведение фундаментальных исследований педагогической науки, развивающейся в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества. В исследованиях рассматриваются понятийно-философские (в области процессов информатизации, коммуникации, автоматизации в сфере образования), научно-педагогические, физио-лого-гигиенические, инженерно-программистские, эргономические, социально-экономические аспекты современного образования. Также исследуются его общие законо-
мерности и особенности в связи с использованием средств ИКТ, разрабатываются концептуальные модели и проектируются исследовательские прототипы педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ. Наиболее перспективными направлениями исследования можно считать:
• философские - изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения основных философских категорий -«пространство», «материя», «время»; трансформация содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия категории «пространство»; тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке, культуре;
• социально-психологические - наличие виртуального мира, в котором индивид осуществляет самоидентификацию самопредставления; информационная деятельность и информационное взаимодействие как основные виды деятельности современного человека; наличие виртуального партнера, коммуникация с которым становится основным видом взаимодействия и общения;
• педагогические - изменение структуры учебного/образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым; изменение структуры предоставления учебного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; изменение условий осуществления информационной деятельности в предметной среде;
• технико-технологические - динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании; развитие теоретических основ информатики, ИКТ;
• основы развития информатизации образования как научной области современной педагогики периода информационного общества массовой глобальной коммуникации.

 
osh92Дата: Пятница, 11.04.2008, 13:40 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
Основные направления научных исследований в области использования ИКТ (продолжение)

Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания
Направление обусловлено необходимостью развития интеллектуального потенциала молодого поколения, умений самостоятельно извлекать знания в условиях актив-
ного использования современных технологий информационного взаимодействия. Возможности ИКТ позволяют включать новые аспекты общеобразовательной и профессиональной тематики, отражающие современные научные достижения. Все это до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации.
Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, связанное с перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала в виде линейных структур, современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта.
В перспективе данное направление предполагает:
• выявление условий переструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала;
• включение тематики, отражающей современные достижения науки, техники, технологии;
• разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций.
При этом важной инновацией становится использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, что обусловливает тенденцию развития открытого образования.

Совершенствование методических систем обучения на базе реализации возможностей ИКТ

Характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность..
Это касается следующих областей:
• поиск информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса локальных сетей и глобальной сети «Интернет»;
• создание самостоятельных работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей ИКТ;
• реализация различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями как реально протекающими, так и представленными виртуально электронными средствами обучения.
Это направление исследований охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих в процессе решения комплексных профессиональных задач возможности самых передовых технологий, включая виртуальную реальность. Педагогические цели при этом определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышением мотивации обучения. Такое возможно за счет информационно емкого и эмоционального общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями на основе применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Интернета.
Особенностью научно-методических и организационных подходов в Российской академии образования (РАО) к разработке и использованию современных педагогических технологий на базе мультимедиа технологии стало создание аппарата экспертной оценки их содержательно-профессиональной психолого-педагогической и эргономической значимости, которая обеспечивает эффективность и безопасность их применения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Следует также отметить тенденцию изучения геоинформационных систем в профессиональном обучении географии, экономике, истории.
Перспектива здесь за разработкой и применением обучающих систем интегративного характера, а также синтезирующими возможностями технологий мультимедиа, телекоммуникаций, геоинформационных технологий, в процессе решения комплексных профессионально-педагогических задач. Большие надежды возлагаются на технологию виртуальной реальности, поскольку она позволяет имитировать и моделировать учебные ситуации и сю-
жеты в учебных тренажерах, обеспечивающих достижение необходимого профессионального мастерства. В будущем она позволит обеспечить информационное взаимодействие, реализованное в глобальных сетях, с объектами виртуальных миров, выступающих по отношению к реальному миру как схемы или модели, симулирующие изучаемые процессы или закономерности той или иной профессиональной области.
Пока же применение этой технологии в учебных целях рассматривается лишь на теоретическом уровне прежде всего из-за сложности приобретения и использования периферийного оборудования.

Совершенствование подготовки специалистов в области инженерных знаний на базе цифровых технологий
Ориентировано на разработку методики формирования научных основ инженерного знания в условиях систематического использования средств и методов информатики и ИКТ. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ возможны благодаря определенным приемам, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки. К ним относятся практические методы и средства поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых в той или иной профессиональной области объектах, явлениях, процессах.
Таким образом, изучение информационного аспекта любой предметной области профессионального образования, а также выявление видов информационной деятельности и адекватных им видов учебной деятельности с использованием средств ИКТ - прерогатива современных курсов, опирающихся на следующие области:
• изучение или исследование информационных аспектов любого явления или процесса, описываемого тем или иным учебным предметом;
• сбор и обработка информации об изучаемом или исследуемом объекте, процессе, выявление форм и методов их осуществления;
• адекватный выбор (относительно оригинала) и реализация средств моделирования и формализации изучаемых или исследуемых свойств объектов и их отношений, а также закономерностей изучаемых процессов, явлений;
• выявление различных способов продуцирования учебной информации и создания информационного ресурса данной профессиональной области современными средствами ИКТ.
Особенностью современного этапа и перспективным направлением здесь можно считать разработку методических подходов к профессиональному обучению работе с цифровыми технологиями, работе в глобальных компьютерных сетях, разработку профессиональных приложений в сетях, использование распределенного информационного ресурса профессионального назначения, а также продуцирование профессионально значимого информационного продукта средствами цифровых технологий.

Стандартизация в области применения средств ИКТ в процессе осуществления профессиональной деятельности

Это направление предполагает формирование у будущего специалиста определенных подходов к осуществлению учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения будущей профессии. Для этого необходимо разработать стандарт в области применения средств ИКТ в процессе осуществления той или иной профессиональной деятельности.
Исследования предполагают выявление содержательных линий изучения закономерностей профессиональной предметной области и основных направлений использования средств ИКТ в науке и технике. При этом стандартизация в области применения средств ИКТ в процессе осуществления профессиональной деятельности предполагает установление в рамках организации сферы профобразования единых норм и требований. Они касаются прежде всего предоставления возможностей использования определенных видов средств ИКТ, используемых в процессе изучения конкретного учебного предмета, и сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления профессиональной деятельности с использованием ИКТ.

Ирэна РОБЕРТ,
директор Института информатизации
образования
Москва

 
Форум » Информационный раздел » Информационно-коммуникационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz