Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение       
                      Ольховатская средняя общеобразовательная
                                            школа

Среда, 24.04.2024, 00:33

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: osh92  
Форум » Информационный раздел » Информационно-коммуникационные технологии » Информационная образовательная среда школы
Информационная образовательная среда школы
osh92Дата: Воскресенье, 27.01.2008, 22:50 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
Проблема формирования информационной образовательной среды

(Из опыта работы школ Самарской области)

Создание информационной образовательной среды в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех ее уровнях. В концепции информатизации сферы образования Российской Федерации поставлена крупная государственная проблема - создание информационной среды единого образовательного пространства.

Реализуемая политика в сфере образовательных, информационных, в том числе Интернет - технологий, направлена на формирование новых профессиональных и личностных качеств выпускников учебных заведений, отвечающих динамично меняющейся номенклатуре специальностей на рынке труда. Интернет - технологии рассматриваются как информационный ресурс, как средство коммуникации, получения личностно мотивированной информации, самовыражения, в том числе в сфере предпринимательства и досуга.

Все это требует переосмысления существующих форм и методов обучения и воспитания учащихся. С развитием Интернет учитель и школа в целом утрачивают монополию на информацию, учащиеся зачастую опережают своих учителей по уровню владения Интернет - технологиями. Это создает угрозу авторитету учителя, снижает роль школы в глазах родителей и общественности. Школа столкнулась с ситуацией конкурентного выживания. Решение данной проблемы в рамках традиционной парадигмы предметного научения становится неэффективным.

Меняется облик образования, важным становится для школы не только дать знания, сколько сформулировать важные и значимые для общества компетенций, которые необходимы молодежи для социальной адаптации в новом информационном обществе, что связано с определением статуса ученика как итогового продукта образования. Значит, результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей. Меняется методология деятельности современного учителя – научить школьника учиться работать с информацией.

Информационная образовательная среда включает в себя систему аппаратных средств, программное, обеспечение, специалистов и пользователей, базы данных, реализующих информационные процессы. Различные исследования и практические работы по созданию информационной образовательной среды наполняют понятие «информационная среда» конкретным содержанием. Например, в качестве содержания информационной образовательной среды можно рассматривать следующие элементы: медиатеки, сайты, виртуальные информационные доски, электронные учебные приложения, методические разработки, ресурсы Интернет и подсистемы, обеспечивающие реализацию функций документооборота, мониторинга и управления образованием, дистанционного обучения, информирование различных категорий, пользователей и т.д. Одним из основных свойств информационной среды является ее открытость. В целях обеспечения открытости в Самарском регионе создан Интернет-портал, информация на котором постоянно обновляется. Информация на портале структурирована, и пользователь может найти сведения практически по любому вопросу в области образования. Несомненно, важной задачей для обеспечения открытости информационной среды, стало издание российско-американского электронного журнала «Партнерство через образование», размещенного на сайте Самарского областного института, повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Построение информационной образовательной среды может идти по разным направлениям; информатизация управленческой деятельности и использование новых информационных технологий в образовательном процессе. Цели ставятся различные: от простого повышения владения новыми информационными технологиями до формирования новых подходов к организации всей образовательной - деятельности. На информационную образовательную среду необходимо смотреть как на систему, в которой структура и информационные потоки оптимизированы с формирования новых подходов к организации всей образовательной деятельности.

Создание информационной образовательной среды позволит: объединить информационные ресурсы региона; организовать централизованный доступ к информационным ресурсам; реализовать полномасштабную и управляемую систему; построить отказоустойчивую систему передачи данных; реализовать мониторинг и управление образованием; организовать дистанционное обучение и повышение квалификации.

В связи с этим особенно остро встает проблема развития Интернет - образования в целях обновления содержания и технологий образовательного процесса. В течение нескольких лет в Самарской области, в том числе, посредством реализации проекта «Поколение.гu» Федерации Интернет - образования, осуществляется повышение квалификации педагогов по новым информационным технологиям. С 2001 г. эта работа ведется также в рамках Президентской программы «Компьютеризация сельской школы». Развертывание деятельности Центра Интернет-образования на базе СИПКРО, модернизация собственной технической базы института позволяют выйти на проектируемую мощность и подготовить 100-120 слушателей курсов в месяц. Одновременно в институте создается сеть свободного доступа в Интернет, позволяющая в курсовом и послекурсовом режиме слушателям, а также всем преподавателям и специалистам решать практические задачи обновления содержания и технологий учебного процесса. В сентябре 2001 г. в институте открыт Ресурсный центр по гранту Госдепартамента США «Академический обмен между Южно-Иллинойский университетом и СИПРКРО», включающий 6 автоматизированных рабочих мест свободного доступа в Интернет, электронные ресурсы американских университетов, учебники, пособия и монографии по широкому спектру социально-педагогических проблем:

* философия образования и система образования в США,
* методы социальных исследований,
* обучение здоровому образу жизни,
* профилактика наркомании среди подростков,
* психологическое консультирование.

В этом же ряду следует рассматривать начатую модернизацию медиацентра, отдела интерактивных средств обучения, отдела программно-коммуникационного обеспечения и библиотеки.

Все это позволяет рассматривать сложившийся информационно-образовательный комплекс как новый тип информационно образовательной среды, ведущей к системным изменениям педагогической деятельности на уровне образовательного учреждения.

Одновременно в системе образования Самарской области реализуются масштабные проекты использования информационных ресурсов и Интернет - технологий для обновления школьного образования.

Министерство образования и науки Самарской области совместно с Федерацией Интернет - образования организуют в Самарской области экспериментальную площадку по разработке и апробации вариативной модели, организации информационного пространства образовательного учреждения на основе внедрения информационных технологий в образовательную деятельность.

Реализация данной цели предполагает решение следую­щего комплекса научно-практических и организационных задач:

* изучение дидактических возможностей существующих Интернет - ресурсов, разработку педагогических технологий и их использования в базовом образовании;
* разработку, внедрение компьютерных технологий обучения в различных предметных областях с использованием специально созданных ресурсов образовательного назначения с изданием методических рекомендаций;
* формирование базы Интернет - ресурсов, технологических исправочных материалов, обеспечивающих, дистанционную поддержку образовательногопроцесса;
* разработку на основе Интернет - технологий и внедрение в педагогическую практику разнообразных форм развивающей досуговой деятельности учащихся;
* разработку и апробирование вариантов модели информационной среды образовательного учреждения (ОУ) с учетом численного состава учащихся, квалификации кадров, технической оснащенности и образовательной специфики ОУ;
* формирование программы подготовки кадров, обеспечивающей формирование информационной среды ОУ;
* подготовку проектов нормативной документации, регламентирующей процесс формирования и функционирования информационной среды образовательного упреждения;
* формирование интегральной концепции и технологического пакета информационной среды образовательного учреждения для последующего внедрения в школах Самарской области и других регионов.

Основные трудности, с которыми придется столкнуться при решении поставленных задач:

* высокая стоимость создания и поддержания функционирования информационной образовательной среды;
* быстрое развитие программного обеспечения, информационных технологий, сетевого оборудования и компьютерной техники ставит новые задачи по эффективному использованию морально устаревшей техники;
* невозможность создания универсальной информационной образовательной среды;
* сложность решения техническихи организационных задач

Вся проводимая работа по внедрению информационных технологий в учебный процесс позволяет не только в экспериментальном порядке апробировать различные элементы формирования информационной среды, но и реально обновить систему общего образования, переориентировать ее с образования, дающего по сути дезинтегрированные знания, на образование, формирующее способность проектировать жизненные ситуации, находить адекватные им процедуры и алгоритмы действий.

http://vio.fio.ru

 
osh92Дата: Вторник, 29.01.2008, 00:38 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

(1 часть)

В.М. Кирюхин, А.А. Афанасьев
ООО «Кирилл и Мефодий»

Одной из основных целей информатизации образования на современном этапе является обеспечение эффективного использования во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности образовательных учреждений существующих и постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организация оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса в повседневной жизни учреждений образования. Отдельные решения в этом направлении уже стали достоянием многих школ, однако все они носят разрозненный характер и совместное их использование вызывает большие трудности. В этой связи только создание реальной информационной образовательной среды школы и интеграция ее в информационное образовательное пространство города и региона позволит решить эти задачи в полном объеме.
В рамках федеральных программ модернизации отечественного образования и развития единой информационной образовательной среды уже сделано многое. Так, существенно улучшилось обеспечение школ компьютерной техникой, многие учителя повысили квалификацию в области ИКТ и большинство педагогов уже готовы активно использовать информационный ресурс образования в школе. В ближайшие два года большинство школ будут подключены к интернет в рамках реализации национального проекта, идет активное создание цифровых образовательных ресурсов, администрация школ получила в свое распоряжение те или иные компьютерные инструменты, позволяющие автоматизировать отдельные виды управленческой деятельности. Но, несмотря на это, говорить о функционировании полномасштабной информационной образовательной среды в учреждениях образования пока не приходится.
Одна из причин такого положения – отсутствие отвечающего потребностям современной школы разностороннего электронного образовательного ресурса и эффективных способов доставки и оптимальных механизмов использования его в учреждения образования. Попытки решить эту проблему путем поставки в учреждения образования мультимедиа-изданий на компакт-дисках не могут охватить все потребности школ, так как эти продукты быстро устаревают, практически не поддерживаются их производителями, не позволяют сформировать единый комплект в реальных школьных компьютерных сетях и, в основном, ориентированы на самостоятельную работу учащихся/педагогов, а не на плановое встраивание на регулярной основе в классно-урочную систему обучения. Кроме того, обучение работе с этими продуктами ложится целиком и полностью на плечи пользователей – учителей и учащихся, что требует дополнительного обучения по каждому новому продукту для активного использования их в своей профессиональной деятельности.
Размещение цифровых ресурсов на образовательных интернет-порталах также пока не приводит к желаемому результату, поскольку доступ к ним через интернет связан с большими затратами на оплату интернет-трафика. Даже те школы, которые подключены к интернет, часто не могут им воспользоваться, так как выделяемых ресурсов явно не достаточно для нормального функционирования школы в условиях активного использования образовательных интернет-ресурсов.
Компания «Кирилл и Мефодий», ведущий российский разработчик и производитель электронных образовательных мультимедиа-изданий, в 2004 году представила для образования принципиально новое, инновационное решение — информационный интегрированный продукт «КМ-Школа», позволяющий в каждом учреждении образования сформировать электронную образовательную среду (см. рис. 1) и интегрировать ее в информационное образовательное пространство муниципального образования и региона на основе широкого использования современных интернет/ интранет-технологий.
Предлагаемое компанией решение позволяет:
• вывести учреждения образования на новый уровень информатизации, позволяющий активно использовать возможности интернет во всех видах учебно-воспитательной и административной деятельности учреждений образования;
• в полной мере обеспечить учреждения образования цифровыми учебными материалами нового поколения, содержащими более миллиона информационных объектов по всем предметам школьной программы, безупречно оформленных согласно законодательству в области авторских прав и удовлетворяющих требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования;
• создать все необходимые условия для широкого вовлечения учительства страны в процесс активного использования результатов информатизации образования в своей профессиональной деятельности;
• обеспечить эффективную поддержку инновационной деятельности педагогов и методистов, связанной с интеграцией современных достижений в области образования и информационных технологий;
• существенно повысить уровень сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса (органов управления образованием, администраций школ, учителей и методистов, учащихся и их родителей).
• за счет использования новой технологии гибридного интернет существенно минимизировать затраты на оплату интернет услуг при доступе к цифровым учебным материалам посредством интернет.

Прикрепления: 8507478.jpg (22.6 Kb)
 
osh92Дата: Вторник, 29.01.2008, 00:41 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

продолжение

Основными компонентами продукта «КМ-Школа» являются:
1. Уникальный образовательный мультимедийный контент на интернет-ресурсах компании «Кирилл и Мефодий».
2. Медиахранилище (универсальная и школьная медиатеки, уроки, тренажеры и репетиторы Кирилла и Мефодия, школьная хрестоматия), устанавливаемое на сервере локальной вычислительной сети учреждения образования.
3. Средства доставки образовательного мультимедийного контента в учреждения образования с использованием технологии гибридного интернета.
4. Программный комплекс, обеспечивающий создание и функционирование информационной образовательной среды учреждения образования, включая компьютерные инструменты для работы с контентом и создания собственного контента учреждения образования, средства автоматизации административной деятельности и конструктор школьных сайтов.
Образовательный мультимедийный контент компании «Кирилл и Мефодий» – это уникальное явление в нашей стране. Являясь результатом десятилетней деятельности сотрудников компании, сотен авторов, ученых и педагогов, он в полном объеме обеспечивает учреждения общего образования цифровыми информационными, учебно-методическими и дидактическими материалами нового поколения. С помощью эффективной системы управления контентом в нем можно найти любую информацию, необходимую в образовательной деятельности школы, при этом обеспечивается его лицензионная чистота, а также постоянное развитие и обновление.
В настоящее время объем образовательного мультимедийного контента компании «Кирилл и Мефодий» составляет более 150 Гбайт информации в цифровом формате (готовые медиауроки, тесты, тренажеры, медиатеки по всем предметам, энциклопедические и справочные коллекции, словари, обучающие и развивающие курсы, библиотеки текстов и музыки, интерактивные сказки и игры), соответствующей современным образовательным стандартам и способствующий эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Педагогам и учащимся школы для поиска нужной информации нет необходимости обращаться к другим источникам. Более того, работая с одним источником информации – контентом КМ-Школы, в школе обеспечивается защита школьников от доступа к вредной информации или информации сомнительного содержания.
Сформированная на базе продукта «КМ-Школа» информационная образовательная среда для каждой категории пользователей в учреждении образования предоставляет свои инструментальные программные средства и сервисы (АРМы). Такими категориями пользователей являются: директор/секретарь директора, завучи, учителя, классные руководители, библиотекарь, учащиеся, родители учащихся и администратор системы.
Все инструментальные средства, предоставляемые в распоряжение участников образовательного процесса, ориентированы на начальный уровень компьютерной подготовки и изначально разрабатывались, исходя из потребностей обычной российской школы. Чтобы учителя почувствовали реальную пользу от внедрения информационной образовательной среды в школе, многие реализованные в «КМ-Школа» функции, в первую очередь, были направлены на автоматизацию рутинных операций, характерных для подготовки к урокам и тестированию, проверки контрольных работ, подготовки учебных планов, расписания занятий, методических и дидактических материалов, различных отчетов, справок и т.п. Наряду с этим, в существующих возможностях продукта «КМ-Школа» нашли свое отражение все современные тенденции развития отечественного образования. В частности, «КМ-Школа» позволяет: поддерживать все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной и внеурочной деятельности; реализовывать на практике принцип личностно-ориентированного обучения; эффективно организовывать учебную проектную деятельность; в полной мере реализовывать предметные, межпредметные и интеграционные связи в процессе обучения; формировать такие ключевые компетенции, как ИКТ, коммуникативная, социально-информационная. Более того, «КМ-Школа» предоставляет широкие возможности учителям в их инновационной деятельности.
Следует отметить, что сформированная на базе продукта «КМ-Школа» информационная образовательная среда является всего лишь инструментом в руках участников образовательного процесса, начиная с директора школы и кончая родителями обучаемых. Насколько этот инструмент будет способствовать повышению качества образовательного процесса в школе, зависит не только от его возможностей, но и самих пользователей.
Для организации доступа учреждений образования к цифровым образовательным ресурсам в «КМ-Школа» используется уникальная технология гибридного интернета, специально разработанная компанией для этих целей. Использование гибридного интернета позволяет существенно уменьшить интернет-трафик, поскольку в этом случае не требуется передача самих мультимедийных информационных объектов по каналам интернет: все мультимедийные информационные объекты расположены в медиахранилище на сервере локальной компьютерной сети учреждения образования. Интернет используется в этом случае только для защиты авторских и имущественных прав компании.
Медиахранилище продукта «КМ-Школа», размещенное на сервере ЛВС учреждения образования, содержит большую часть мультимедийного образовательного контента компании «Кирилл и Мефодий». Оставшаяся часть, электронная библиотека Кирилла и Мефодия, коллекция музыкальных произведений, познавательные и развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста и т.п., доступна учреждениям образования только по каналам интернет. Пользователям «КМ-Школа» бесплатно предоставляется доступ на мультипортал VIP.KM.RU, где в полном объеме содержатся все перечисленные образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий».

 
osh92Дата: Вторник, 29.01.2008, 00:43 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 288
Репутация: 11
Статус: Оффлайн
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

(окончание)

Продукт «КМ-Школа» предоставляет также возможность работы с образовательным мультимедийным контентом компании «Кирилл и Мефодий» сотрудникам и учащимся с домашних компьютеров при условии подписки учреждения образования или частного пользователя на использование контента «КМ-Школа». Для этих целей в состав инструментальных программных средств продукта «КМ-Школа» входит АРМ удаленного пользователя, Доступ к содержимому контента «КМ-Школа» в этом случае осуществляется только по каналам интернета непосредственно с веб-сервера КиМ.
Сформированная на основе продукта «КМ-Школа» информационная образовательная среда учреждения образования с помощью предлагаемых компанией «Кирилл и Мефодий» инструментов и технологий легко интегрируется в информационное образовательное пространство муниципального образования или региона. Особенно это важно для формирования муниципального или регионального образовательного контента.
Простейшая схема объединения на муниципальном (региональном) уровне информационных образовательных ресурсов отдельных учреждений образования, сформированных с использованием продукта «КМ-Школа», осуществляется на основе файлов импорта-экспорта электронных материалов. Учреждения образования могут передавать через интернет свои разработки в виде таких файлов на муниципальный (региональный) уровень, где они могут проходить экспертизу и апробацию, а в последствии эти материалы могут распространяться также через интернет во все учреждения образования, в которых инсталлирован продукт «КМ-Школа».
Более эффективным путем решения названной проблемы является использование технологии зеркалирования контента компании «Кирилл и Мефодий» на региональные информационные ресурсы. Реализация этой технологии позволяет обеспечить доступ к зеркалу контента учреждениям образования как по каналам Интернет, так и в рамках интранет сети, если такая существует в муниципальном образовании (регионе). Данные на веб-сервере регионального зеркала обновляются автоматически по каналам интернета с веб-сервера компании «Кирилл и Мефодий».
Совершенно очевидно, что для успешного внедрения в учреждения образования названных образовательных информационных ресурсов и технологий необходимо, чтобы, с одной стороны, это все было востребовано в школе, а с другой стороны, школа была готова к их освоению. Сейчас не только передовая, но и большая часть педагогического сообщества уже четко осознает важность и необходимость использования достижений в области информатизации образования, в чем, между прочим, не малая заслуга в реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Что касается готовности школ к освоению имеющихся в стране электронных образовательных ресурсов, то здесь очень много проблем. Если с ИКТ-оснащенностью школ ситуация быстро меняется в лучшую сторону, то уровень ИКТ-компетентности педагогических кадров оставляет до сих пор желать лучшего. Одна из главных причин такого положения – в школы передаются компакт диски, на образовательных порталах размещается цифровые ресурсы и т.п., а учителей, особенно учителей-предметников, как всем этим пользоваться в своей повседневной деятельности практически нигде не учат. Эта проблема еще больше усугубляется, когда речь заходит о внедрении и активном использовании в школе информационной образовательной среды. Здесь уже идет речь о разворачивании в школе полноценной информационной системы, а любая информационная система путем передачи пользователям только компакт-дисков с соответствующим программным обеспечением нигде не внедряется.
Понимая всю важность названных проблем, компания «Кирилл и Мефодий» разработала специальную программу внедрения продукта «КМ-Школа» в учреждения образования. Для реализации этой программы в школе создается школьная команда, а компания, со своей стороны, на период подписки на продукт «КМ-Школа» предоставляет школе следующие бесплатные сервисы: экспресс-обучение (очное и дистанционное) педагогов и учителей; методическую и техническую поддержку; хостинг сайта образовательного учреждения на ресурсах компании; обеспечение круглосуточного доступа к своим образовательным ресурсам для сотрудников образовательного учреждения с домашних компьютеров. Важная роль в этой работе принадлежит сайту http://km-school.ru , являющемуся центральным звеном в информационной, методической и технической поддержке пользователей продукта «КМ-Школа».
В настоящее время информационная образовательная среда на базе продукта «КМ-Школа» функционирует в 296 школах из 27 регионов страны. Например, в Саратовской области таких школ 79, в Белгородской области – 27, в Москве – 20. За небольшой срок своей жизни продукт «КМ-Школа» получил множество призов и наград на Всероссийских выставках и форумах в различных категориях: лучшая инновационная разработка в области образования (2005 год), «Лучшая программа для директора школы» (2005 год), «Лучшая программа для школьного завуча» (2005 год) и т.д.
Следует заметить, что компания постоянно развивает продукт «КМ-Школа». Каждый год объем контента обновляется примерно на 10 – 15%, совершенствуются уже имеющиеся цифровые образовательные ресурсы и инструментальные средства пользователей, расширяются функциональные возможности за счет использования более совершенных информационных технологий. Все это говорит о том, что компании не безразлично отечественное образование, и она и в дальнейшем готова вносить свой посильный вклад в его развитие.

 
Форум » Информационный раздел » Информационно-коммуникационные технологии » Информационная образовательная среда школы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz